История и современность

Институт прикладной информатики (ИПИ) учреждён по решению Учёного совета ТГПУ в 2001 году с целью координации деятельности педагогического университета в области информационных и телекоммуникационных технологий.
Деятельность ИПИ играет особую роль: именно ИПИ курирует всю компьютерную и информационную инфраструктуру ВУЗа, техническую и программную поддержку его административных, учебных и научных структур.

Институт прикладной информатики имеет в своём составе следующие структурные подразделения:

  • Лаборатория автоматизации управления и компьютеризации, занимающаяся вопросами автоматизации и компьютеризации различных подразделений и процессов в университете;
  • Лаборатория сетевых проектов. Деятельность лаборатории направлена создание электронных учебно-методических материалов, автоматизацию процессов обучения.
  • Студенческая научно-исследовательская лаборатория. Основное назначение лаборатории — активное привлечение студентов университета к проектам, реализуемым как лабораторией, так и ВУЗом в целом.
  • Административный отдел. Выполнение различного рода административных функций, связанных с деятельностью Института прикладной информатики.
  • Сервисный отдел. Техническая и сервисная поддержка компьютерного парка ТГПУ, включая инфраструктуру компьютерной и телефонной сети.

Директор координирует работу всех структурных подразделений и осуществляет общее руководство деятельностью Института. ИПИ принимает активнейшее участие в различных грантах и проектах как областного, так и федерального уровня. Сотрудники ИПИ ведут образовательную, научно-исследовательскую и учебно-методическую деятельность.

Компьютеры в ТГПУ

В середине 70-х годов на кафедру теоретической физики (зав каф Бордовицин В.А.) была приобретена первая («большая» по меркам тех лет) электронно-вычислительная машина «Наири-2», относящаяся ко 2-му поколению, выпускаемых в СССР, машин на полупроводниковой основе. ЭВМ была доставлена в Томский педагогический институт из Еревана и использовалась для проведения научных расчетов аспирантами и сотрудниками института, а также студентами при проведении практических занятий по дисциплине «Вычислительная математика». Известные ранее «Текущая успеваемость» и «Сессия» выполнялись в начале с помощью «Наири-2». Выпускник Ленинградского  педагогического института Ю.И. Надточий был первопроходцем в деле компьютеризации института, прошел стажировку в Ереване и затем осуществлял техническое обслуживание ЭВМ.

ИПИ сегодня

"Объявленная" в 1985-86 годах "всеобщая" компьютеризация в нашей стране сразу же стала тормозиться из-за отсутствия необходимой материальной базы. В тот период обеспеченность сельских школ Томской области компьютерами была менее 10%. Лишь за последующие 1,5 — 2 года укомплектованность дисплейными классами на основе отечественной вычислительной техники достигла 40-50%.

Очевидно, что был момент, когда особое значение приобретало усиление методической помощи сельским школам. Привлечение имеющегося в вузах города серьёзного творческого и технического потенциала в области вычислительной техники позволило существенно улучшить и интенсифицировать преподавание информатики в сельских школах.

И в этой работе были использованы самые разнообразные формы, включая и нетрадиционные, такие как компьютерные десанты, экскурсии сельских школьников в вузовские кабинеты информатики, однодневные олимпиады по информатике, проведение "выездных" уроков.

Компьютерные десанты получили распространение, в основном как одна из форм презентации вычислительной техники, показа её возможностей в местностях, удалённых от крупных городов и технических центров.

Были разработаны также специальные варианты компьютерных классов, смонтированные в автобусах.

Одним из вариантов проведения уроков по информатике в сельской школе было сочетание занятий с микрокалькуляторами в старших классах и уроков по основам программирования на персональных компьютерах.

Проведение компьютерных десантов потребовало разработки специальных программных педагогических средств, позволяющих в доступной и наглядной форме иллюстрировать основные концепции и понятия информатики.

Программы создавались с учётом мультимедийных возможностей компьютеров.

Сотрудники кафедры технических средств обучения и лаборатории вычислительной техники Томского педагогического института в I987-I990 годах осуществили компьютерные десанты в средние школы Томского, Шегарского и Молчановского районов.

Аппаратное обеспечение включало персональные компьютеры «Ямаха», отечественный компьютер «Электроника БК 0010», программируемые микрокалькуляторы Б3-34 и действующий настенный макет микрокалькулятора.

Такие формы работы позволили в некоторой степени активизировать интерес учащихся к информатике, расширить кругозор учащихся сельских школ, ознакомить их с современными средствами вычислительной техники.

Наш педагогический институт явился пионером в разработке и внедрении замкнутой телевизионной системы (ЗТС), которая была смонтирована под руководством доцента кафедры Панкова В.В. Она объединила ближайшую к институту среднюю школу №51 с одной из аудиторий, оснащенных телевизионными приемниками, и позволила студентам наблюдать за естественным ходом школьного урока на экранах телевизоров.

Используя доступные по тем временам технические средства, кафедра опередила время практически на четверть века! Эта научно-практическая деятельность получила высочайшую оценку: в 1984 году разработанный кафедрой вариант ЗТС учебного телевидения был отмечен бронзовой медалью в Москве на Всесоюзной выставке достижений народного хозяйства.

Продолжалась работы по совершенствованию системы замкнутого телевидения. Был осуществлен переход от системы высокочастотного телевизионного вещания к кабельной системе с видео усилителями. На кафедре появляются новые видеокамеры и видеомагнитофоны, В этой работе активное участие инженеры кафедры А.И. Куцевил, А.Е. Масанов.

Большой объем работ был выполнен по оказанию практической помощи школам. Оборудованы классы калькуляторов и компьютеров в средних школах поселков Кисловка и Каргала. Работу по их оборудованию выполнил инженер Ю.В.Бек.

С 1989 года на Физико-математическом факультете начинается подготовка учителей по новой дополнительной специальности "Учитель информатики". Учебный план специальности содержал новые дисциплины: "Программирование", "Основы автоматики и вычислительной техники", "Методика преподавания информатики". В связи с увеличением учебной нагрузки профессорско-преподавательский состав кафедры ТСО увеличивается до 12 человек. Разрабатываются методические пособия, описания лабораторных работ. Этой работе много сил и внимания отдали ст. преподаватель Н.В. Кучина, доценты Л.М. Артищева и А.А. Пегов.

Преподавание информатики велось в комн. 010, 204, 206 главного корпуса и комн. 43 корпуса № 4. Использовались компьютеры японского производства “Yamaha MSX-1”, “Yamaha MSX2”и 2 класса отечественных машин: УКНЦ и КУВТ86.

В связи с увеличением с начала 90-х годов доли информатики среди общего числа преподаваемых дисциплин на ФМФ и ТЭФ, кафедра ТСО с октября 1992 года была переименована в кафедру информационных технологий, а с 1993 года введена в состав ФМФ. Одновременно в составе кафедры информационных технологий были образованы новые структуры, имеющие статус общеинститутских.

Общеинститутскую лабораторию информатики в течение многих лет возглавлял Ю.И. Надточий. Координация работы компьютерных классов, работа с текстовыми и графическими редакторами, набор и распечатка различных документов и обработка контрольных точек — вот далеко не полный перечень обязанностей, с которыми прекрасно справлялся инженерно-технический персонал лаборатории: А.В. Сафронова, Т.С. Давыдова, Л.Г. Лошак.

Состав кафедры преподавателей, руководимой доцентом С.П. Вавиловым (1985-1999гг.), значительно увеличился за счет выпускников ТГУ уже имеющие ученые степени Л.В. Горчаков, Л.М. Артищева, Н.А. Стахин, А.Н. Калиненко (выпускники ФФ) и недавних выпускников факультета информатики, окончившие ТГУ с “красным” дипломом: Н. Слободская и Н.Л. Еремина. Одним из главных направлений кафедры стала информатика и ее приложения. Доценты С.П. Вавилов и Л.М. Артищева разработали новые курсы методики преподавания информатики. Профессор Л.В. Горчаков и доцент Н.А. Стахин прочитали классические курсы по языкам программирования: Си, Паскаль, Бейсик, Лого, Пролог. Ассистенты А.Г. Жексенаев и Е.В. Маликов вели практические занятия по программированию на языке Паскаль, читали лекции по сравнительному анализу языков.

Следует отметить активную работу студентов физико-математического факультета, которые под руководством преподавателей кафедры принимали участие в работе ряда студенческих конференций, олимпиад, конкурсов. Так пакет программ, созданный студентом А. Вернигорой, был признан лучшим в 1994 году на всероссийском конкурсе студенческих работ по информатике среди педагогических вузов и автор был награжден золотой медалью. Студент А. Агафонов в 1996 году получил право выступить с докладом на международной конференции. Выпускник ФМФ А. Стариков, при участии заведующего кафедрой С.П. Вавилова и доцента Л.В. Горчакова большое внимание уделил проблеме компьютеризации глухих и слабо слышащих детей. Клавиатурный тренажер «Дактиль» для глухих, разработанный им, демонстрировался на Всероссийской выставке в Москве “Образование 94” и получил хорошие отзывы специалистов.

Благодаря энтузиазму И.Л. Шапиро и К.Е. Осетрина в 1993 году (через ТОО "КИСА") в ТГПУ начала действовать первая модемная электронная почта. Использовался модем Hayes на персональном компьютере IBM PC 286, которые тогда только появились в институте. Компьютер находился в аудитории 112 главного корпуса ТГПУ.

Производительность связи модема была 1200 бод/с, что по сегодняшним меркам чрезвычайно мало. Почта принималась по протоколу UUCP. Оплата услуг "КИСА" производилась из средств грантов физиков-теоретиков и использовалась электронная почта в ТГПУ в начале практически только этой группой (И.Л.Бухбиндер, П.М. Лавров, В.В. Обухов, С.Д. Одинцов, И.Л. Шапиро, К.Е. Осетрин, О.М. Корсак и др.), несколько позже появились и другие пользователи.

Вслед за этим, именно в этой группе физиков ТГПУ, возникла потребность в использовании и других средств электронной коммуникации (в то время уже появился первый интернет-браузер "Mosaic"). В 1996 г. новым проректором по научной работе в качестве приоритетной: была поставлена задача создания условий для уверенного выхода в Internet пользователями (сотрудниками и студентами педуниверситета) и ускоренной компьютеризации деятельности вуза. При кафедре теоретической физики была создана лаборатория компьютеризации (Осетрин К.Е., Корсак О.М., Мищук Б.Р., Буленок В.Г., Лисицын В. - все физики по образованию), которая занялась подключением к Интернет и созданием локальной компьютерной сети ТГПУ. Первым системным администратором компьютерной сети ТГПУ стал Корсак О.М.. Лаборатория размещалась в ауд.103. Большая черная железная дверь лаборатории долго носила шуточно-саркастическое наименование "Дверь в Интернет", поскольку реальный "Интернет" появился не сразу - потребовалась большая подготовительная работа. Первый выход ТГПУ в Интернет произошел в 1996 году. Связь была модемной, но поскольку спрос был еще не велик, производительности хватало на приличное по тем временам качество связи.

Благодаря успешно проведенным организационным и техническим мероприятиям ТГПУ присоединился к вузовской сети г. Томска, на начальном этапе выход в Internet осуществлялся через ТГУ. Был создан Internet-центр и локальная компьютерная сеть в главном корпусе, которая первоначально соединяла 12 компьютеров. В том же 1997 г. был приобретен и подсоединен к Internet компьютерный класс на 10 рабочих мест.

Научным управлением была обеспечена поддержка программы ускоренной компьютеризации извне. Начинания педуниверситета организационно и финансово поддержало Министерство науки, что позволило вузу подключиться к городской оптоволоконной сети. Особая необходимость этого мероприятия была продиктована внешними условиями. Поскольку корпуса педагогического университета расположены на значительном расстоянии друг от друга, создание общей для всех корпусов локальной сети было сложным делом. Выход в городскую сеть снял эту проблему.

Следующими этапами реализации программы ускоренной компьютеризации ТГПУ - стали: открытие компьютерных Internet-классов и оснащение компьютерным оборудованием управленческих структур, деканатов и кафедр.

Следует отметить, что одним из источников появления в ТГПУ большого количества разнообразного компьютерного оборудования стал Договор, заключенный между университетом и администрацией г. Стрежевого о развитии дистанционного обучения. По выполнению этого договора, администрацией города нефтяников был закуплен и поставлен педагогическому университету достаточно большой парк средств вычислительной техники. Это позволило провести обновление устаревших компьютеров почти во всех классах ИПИ, а также снять напряжение с оснащением компьютерным оборудованием управляющих структур, деканатов и кафедр ТГПУ.

Нельзя не отметить тот факт, что осуществление намеченной программы, особенно в ее технической части, оказалось возможным благодаря усилиям, энергии и творческому подходу к делу директора ИПИ Осетрина К.Е., который сумел создать работоспособный коллектив научной лаборатории компьютеризации, наладить работу информационно-компьютерной службы и организовать деловые контакты с компьютерными фирмами Томска.

В 2001 году Томский государственный  педагогический университет выиграл грант Национального фонда подготовки кадров по программе «Совершенствование управления в вузах» в размере 240 тыс. долларов.  Одна из основных целей этого гранта состояла в обновлении и расширении существующей инфраструктуры локальной сети вуза, и введении в практику новых способов управления и применения электронного документооборота.

Историческая справка по ИПИ

С 1999 года заведующим кафедрой информационных технологий был назначен Осетрин К.Е. (в прошлом доцент кафедры теоретической физики). В 2000 году наконец-то были закончены все строительные работы в Учебно лабораторном корпусе (пристройка к корпусу №1).

NB В течение целого ряда лет строительство УЛК было законсервировано.

Под компьютерные классы, службы обслуживания, помещения для размещения кафедры информационных технологий (КИТ) и лабораторий, администрацией был выделен 4-ый этаж (11 комнат) УЛК.

NB. На завершающем этапе строительства УЛК, сотрудники КИТ и других лабораторий принимали участие в разметке точек подключения электропитания, в основном, в комнатах под компьютерные классы, а также в уборке помещений от строительного мусора.

ИПИ сегодня

Институт прикладной информатики (ИПИ) был создан в октябре месяце 2001 года (пр. №232 от 03.10.2001г.). Директором института был назначен Осетрин К.Е.. ИПИ объединил под одной крышей все структуры, связанные как с учебной деятельностью университета в области информатики, так и разные службы, обеспечивающие развитие, программную и техническую поддержку компьютерной сети и парка компьютерного оборудования университета, а также прикладные работы в области автоматизации управления ТГПУ.


После перемещения кафедры информационных технологий, всех служб и лабораторий ИПИ в помещения на 4-ый этаж УЛК, первоначально все комнаты были распределены следующим образом:

  • 401, 403, 404 и 410 – компьютерные классы
  • 402 сотрудники, обслуживающие телефонную сеть университета
  • 409 преподавательская КИТ и сотрудники лаборатории ВТ
  • 411 директор (доп. столы Надточии Ю.И., Пьяных Е.Г., позже Макаренко А.Н.)
  • 412 серверная
  • 413 резерв под компьютерный класс
  • 414 специализированный класс, в котором осуществлялся платный доступ в Интернет студентов университета (курировал класс доц. Буленок В.Г.)

Позже компьютеры из этого класса были переданы в студенческое общежитие №3 для тех же целей, а в комнату №414 был перемещен компьютерный класс из 410.

А бывшее помещение компьютерного класса ком. №410 была отдана под преподавательскую КИТ, численный состав преподавателей которой к этому времени увеличился.

Малочисленной группой сотрудников ИПИ, осуществляющих техническую поддержку компьютерного оборудования института, была выполнена большая работа по прокладке кабель-каналов и подводке Интернет к каждому рабочему месту в компьютерных классах, а также в служебные помещения работников института. Для обеспечения нормальных условий труда сотрудников и студентов во всех комнатах на 4-ом этаже были установлены кондиционеры воздуха.

на экскурсии в музее ИПИ

В 2002 году – ко дню 100-летнего юбилея ТГПУ сотрудниками ИПИ была организована выставка «История развития информационных технологий в ТГПУ». Работа была проделана большая. Благодаря энергии и организационному таланту директора института Осетрина К.Е. выставка вызвала большой интерес у наших гостей. На основе экспозиций этой выставки впоследствии в ИПИ был открыт «Музей информационных технологий», который продолжает действовать и в настоящее время (ком. №313 УЛК).

В 2003 году в связи со сдачей в эксплуатацию нового учебного корпуса №8 в мкр. Каштак, целый ряд факультетов был переведен в него. Институту прикладной информатики в УЛК были выделены помещения на 3-ем этаже, освобожденные технолого-экономическим факультетом, с условием возврата целого ряда комнат в учебном корпусе №1 (ком. 008, 010, 101, 105, 107), занимаемые нашим институтом. Длительное время сохранялись за нами ком. 108, в которой размещалась лаборатория автоматизации управления и компьютеризации (зав лабораторией доцент Стась А.Н.) и специализированный кабинет ТСО в ком №105.

Началась большая работа по перепланировке и ремонту всех помещений на 3-ем этаже, требовалось заново выполнить электро и компьютерную разводку во всех комнатах в зависимости от их назначения. И вновь коллективу сервисной группы предстояла большая работа, которая была успешно выполнена. В мебельной фирме «Формика» по нашим чертежам был сделан заказ на поставку большого количества компьютерных столов.

В связи с получением ИПИ 3-го этажа УЛК, в конечном итоге, нам пришлось отдать комнату 105 в корпусе №1. Кабинет ТСО был перемещен из 105 в ком №303/1 УЛК.

NB. Кабинет 303, площадью в 50 кв м., был разделен на две комнаты, в одной располагался кабинет ТСО, а в другой его половине функционировал компьютерный класс на 12 машин. Эта планировка помещений и их назначение сохранилась и до настоящего времени.

Значительно позже по времени (порядка 2009 г.) была отдана ком №108, прекрасное помещение с кондиционерами воздуха, занимаемое студенческой научно-исследовательской лабораторией вычислительной техники (зав лаб. Клишин А.П.) и частично лабораторией АУи К (зав лаб. Стась А.,Н.). Сотрудники лабораторий были переведены в ком №404 и частично в №309 УЛК.

В 2005-2006 годах была проведена реструктуризация ИПИ, которая позволила привести в соответствие направление работы сотрудников и их принадлежностью к определенным структурным подразделениям.

Согласно штатного расписания УВП на 01.01.2004 г. ИПИ был представлен:

  • Кафедра информационных технологий 1.5 ст вед инженера
  • Лаборатория АУиК 8.0 ст (из них 3 ст. техника)
  • Лаборатория вычислительной техники 10 ст (из них 4 ст. техника)

            Итого по ИПИ: – 19,5 ставок.

В процессе длительной работы, с участием коллектива сотрудников, в институте были предложены следующие структурные подразделения и указаны их руководители:

  1. Директор ИПИ Осетрин К.Е.
  2. Административный отдел Надточий Ю.И.
  3. Сервисный отдел Новиков А.А
  4. Лаборатория автоматизации управления и компьютеризации Стась А.Н.
Предлагалось ввести две новые лаборатории:
  1. Студенческая научно-исследовательская лаборатория информационных технологий Клишин А.П.
  2. Лаборатория сетевых проектов Мищук Б.Р.

Предложенная структура ИПИ была одобрена Ученым советом ИПИ и утверждена одновременно со штатным расписанием ректором ТГПУ (пр. №396 от 28.12.2006г.).

Итак, в связи со структурными изменениями, помещения на 3-ем этаже УЛК были распределены следующим образом:

  • 301 – компьютерный класс (позже лаборатория АУиК)
  • 302 – комната для телефонистов (позже комната для заправки катриджей)
  • 303/1 – кабинет ТСО
  • 303/2 - компьютерный класс
  • 304 – сервисный отдел
  • 309 – лаборатория АУиК
  • 310 - компьютерный класс
  • 311 – административный отдел
  • 312 – директор ИПИ
  • 313 – музей информационных технологий
  • 314 – студенческая научно-исследовательская лаборатория информационных технологий.

С 2006 года в институте был начат эксперимент по созданию на базе больших компьютерных классов (401, 403, 301 и 317-корп №1) полногрупповых классов на 24 рабочих места. Учебное управление одобрило этот эксперимент, в особенности, для студентов заочной формы обучения. Предстояло изменить планировку размещения рабочих мест, заказать компьютерные столы меньшего размера, выполнить заново силовую и компьютерную разводку в каждом из перечисленных классов и, в дополнение ко всему, необходимо было увеличить классы на 12 машин. Затраты были большими, но эффект сомнительный.

ИПИ продолжает работу по дальнейшему расширению доступа к Интернет сотрудников различных подразделений университета. Так только за период с 2005 по 2006 годы к сети Интернет было подключено более 600 персональных компьютеров ТГПУ. И в этом, прежде всего заслуга сотрудников Сервисного отдела ИПИ во главе с его руководителем Новиковым А.А.. В настоящее время в университете к сети Интернет подключено более 1700 персональных компьютеров, включая классы открытого доступа.

tbdС 2005 года начинается работа по оснащению компьютерных классов мультимедийным оборудованием. В марте 2005 год в ИПИ был открыт первый мультимедийный класс в ауд. №401 УЛК (см фото). Несколько позже мультимедийные проекторы стационарно были установлены в ауд. №№ 403 и 303. На конец года в ТГПУ открыто четыре мультимедийных класса. В настоящее время число классов в университете, оснащенных мультимедийными средствами превысило два десятка.

В 2007 году в педуниверситет поступила первая интерактивная доска, которая была установлена в компьютерном классе ИПИ, в аудитории №303, примыкающем к кабинету ТСО. Изучение современного аудио-визуального средства студентами осуществлялось в дисциплине «Современные аудио-визуальные средства обучения», кафедрой информационных технологий». Началось обучение работе с интерактивной доской и преподавателей университета на всевозможных семинарских занятиях (см фото).

tbd

В 2010 году поступает еще восемь интерактивных досок. Две из них установлены в компьютерных классах ИПИ аудитории 401 и 403, остальные - на ряде других факультетов. В настоящее время ТГПУ располагает 14-ю интерактивными досками, установленных в аудиториях на различных факультетах.

В 2009-2010 годах закончена работа по подключению к сети Интернет студенческих общежитий университета. Весь объем работ выполнен силами сотрудников Сервисного отдела. Ими же выполнен оптоволоконный ввод сети Интернет в недавно сданный в эксплуатацию учебный корпус №9 на Каштаке.